По данным Института возрастной физиологии, к числу наиболее значимых факторов риска относится несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, что ведет к нарушению психофизиологических механизмов, превалированию скоростных показателей обучения (особенно в начальной школе) над качественными, созданию стрессовых ситуаций, связанных с ограничениями времени. Второй фактор риска — авторитарная педагогика, преобладающая в школе. Третий фактор — нерациональная организация учебного процесса.
На здоровье детей влияет длительное воздействие социально-экономических и экологических факторов. К школьным факторам она относят:
• интенсификацию учебного процесса;
• стрессовые воздействия авторитарной педагогики;
• раннее начало дошкольного систематического обучения;
• несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
• несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
• недостаточную подготовку педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей,
• недостатки в существующей системе физического воспитания.
Школа при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает:
- текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Школе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
- обучение обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать Школу, может быть также организовано на дому. Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Порядок регламентации и оформления отношений Школы и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Охрана здоровья учеников обязательно включает в себя и определение оптимальной учебной нагрузки и режима учебных занятий (п. 3 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании). Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов (п. 2.10.3, п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20), даже при дистанционном обучении (п. 3.5.12 СП 2.4.3648-20). А чтобы дети не переутомлялись и сохраняли оптимальный уровень работоспособности в течение недели, среда или четверг должны быть облегченным учебным днем (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"